Как работает эквайринг?
Эквайринг — это оплата товаров и услуг с помощью банковских карт. Услугу эквайринга продавцу оказывает банк: он предоставляет, настраивает и учит пользоваться терминалом для приёма денег, следит, чтобы оплачивать покупки могли владельцы разных карт. За это банк берёт процент с каждой операции.
Принцип работы эквайринга
- Передача информации с карты покупателя в банк продавца. Кассир вводит на терминале или кассе сумму покупки, покупатель прикладывает карту или смартфон к терминалу, а тот считывает информацию для оплаты.
Важно: Банк, который обслуживает терминал, называется банк-эквайер. С ним сотрудничает продавец. Банк, который обслуживает карту покупателя, называется банк-эмитент.
- Проверка счёта покупателя. Данные о платеже переходят от терминала банку-эквайеру. Банк-эквайер передаёт данные платёжной системе, к которой подключена карта покупателя, и банку-эмитенту. Это нужно, чтобы определить, что на карте хватает средств для покупки, счёт покупателя не заблокирован и нет других проблем. Данные о проверке поступают банку-эквайеру, а оттуда на терминал.
- Оплата. Если всё хорошо, то оплата проходит, терминал печатает чек, данные об оплате уходят банку-эмитенту, денежные средства переходят со счёта покупателя банку-эквайеру. Если же со счётом или с картой покупателя какие-то проблемы, то терминал выдаёт ошибку и не проводит оплату.
- Перевод денег продавцу. Банк переводит денежные средства на счёт продавца — эта операция занимает до 2 рабочих дней.
При онлайн-оплате на сайте или в мобильном приложении принцип оплаты по карте остаётся тем же. Просто вместо терминала используется специальный сервис — платёжный шлюз, где указаны реквизиты счёта продавца, стоимость покупки и есть поле для ввода данных карты покупателя. И уже шлюз, а не терминал, отправляет запрос банку и платёжной системе. Вместо бумажного чека покупатель получает электронный на почту, по СМС или с помощью push-уведомления.
Виды эквайринга
- Торговый — для оплаты через стационарный или мобильный терминал, а также через кассовое решение клиента в магазинах, фитнес-центрах, кинотеатрах и др. Мобильный терминал используют официанты, курьеры, таксисты и др. Кассовое решение предназначено для крупных ритейловых сетей.
- Интернет-эквайринг — для онлайн-оплаты в интернет-магазинах, для покупки и бронирования товаров и услуг через сайт или мобильное приложение, а также по платёжной ссылке для продавцов, которые продают свои товары или услуги через соцсети.
Кому нужен эквайринг?
Эквайринг незаменим, если вы:
- владелец бизнеса
- продаёте товары и оказываете услуги в офлайне и онлайне
- хотите принимать оплату картой в торговой точке, через интернет или курьера
Важно: Услуга эквайринга доступна юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А самозанятым без статуса ИП её не подключают.
Банк ДОМ.РФ подключает услугу даже там, где нет стабильного интернета — для этого мы используем другие виды связи.
Бизнес заинтересован в использовании эквайринга из-за преимуществ, которые даёт услуга:
- в магазин приходит больше людей — не у всех покупателей есть наличные, а делать переводы по номеру телефона через онлайн-банк не всегда удобно, поэтому отсутствие терминала может снизить объём продаж
- ваши деньги защищены — с вами не расплатятся фальшивыми банкнотами, вас не обсчитают, не украдут наличные из кассы
- вы экономите средства — вам не нужно тратиться на инкассацию
- вы экономите время, а сама работа становится удобнее — кассир быстрее принимает оплату, не ищет сдачу, а денежные средства поступают на ваш счёт напрямую, так что хранить, перевозить их и перечислять не нужно
Как подключить эквайринг?
- Убедитесь, что вам разрешено вести деятельность, которую вы выбрали. Например, алкоголь в торговом центре продавать можно, а через интернет нельзя. Перед заключением сделки банк будет проверять, все ли нормы вы соблюдаете. Если что-то не так, он откажет в эквайринге.
- Соберите пакет документов. Индивидуальному предпринимателю нужен паспорт и свидетельство о регистрации, юридическому лицу нужна копия устава, решение о назначении директора, копия паспорта директора и свидетельство о регистрации. Если вы заключаете договор не сами, то понадобится доверенность. Документов может быть больше, точный список даст банк.
- Оставьте заявку на сайте или в офисе банка, дождитесь ответа и подпишите договор. Если у вас есть расчётный счёт, на который вы хотите получать платежи, сообщите об этом банку. В противном случае банк предложит открыть новый счёт. Также сообщите, сколько у вас торговых точек, если их несколько.
- Купите и зарегистрируйте онлайн-кассу (ссылка на статью «Как использовать онлайн-кассу?»), если она нужна вашему бизнесу. Если у вас интернет-магазин, то вам может подойти и облачная касса. Подробности лучше уточнить в банке при заключении договора.
- Пользуйтесь эквайрингом. Специалисты банка приедут к вам, установят оборудование и научат пользоваться им.
Теперь задача бизнеса — проводить платежи, а банка — принимать платежи, оказывать техническую поддержку и консультировать своих клиентов.
Сколько стоит эквайринг?
Банк берёт комиссию за операции возмещения, которые проводит. Её размер зависит от объёмов совершаемых операций, вида деятельности клиента, среднего чека и необходимого оборудования. В среднем это от 0,5% до 3%.
Мы работаем с малым, средним и крупным бизнесом, берём комиссию от 0,5%, что зависит от сферы деятельности и оборотов бизнеса, и бесплатно предоставляем оборудование.