Инструкция по открытию ООО
В 2024 году в процесс регистрации ООО внесли несколько изменений, направленных на упрощение и ускорение процедуры. Рассмотрим актуальную пошаговую инструкцию по открытию ООО.
Шаг 1: определите вид деятельности
При регистрации ООО необходимо выбрать коды ОКВЭД, которые будут соответствовать планируемой деятельности вашей компании. Подробно о кодах ОКВЭД мы писали в статье «Разница между ОКВЭД и ОКПД».
Шаг 2: определите состав учредителей и выберите директора
Дальше вам необходимо определиться с составом учредителей ООО. Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Количество учредителей не ограничено. После этого необходимо выбрать директора ООО — эта роль может быть поручена как одному из учредителей, так и стороннему человеку.
Шаг 3: придумайте название и определитесь с юридическим адресом
Название ООО должно соответствовать требованиям действующего законодательства. Нельзя использовать слова, схожие с названиями государственных органов: например, ООО «Министерство обуви». Также запрещено добавлять названия других стран: например, ООО «Джинсы из Турции». Полный список требований к названию можно прочитать в статье 1473 Гражданского кодекса.
Юридический адрес ООО — это адрес, по которому будет осуществляться регистрация и ведение деятельности компании. Он должен соответствовать требованиям ФНС, их можно уточнить на сайте.
Шаг 4: сформируйте уставной капитал
Уставной капитал — это сумма, которая необходима для обеспечения деятельности компании. Он состоит из вкладов всех учредителей ООО: какую долю вложили, такой процент прибыли и будете получать. Минимальный размер уставного капитала для ООО — 10 000 рублей. Его можно сформировать деньгами, имуществом или имущественными правами.
Шаг 5: подготовьте документы
● Заявление о регистрации ООО по форме Р11001
● Устав ООО
● Решение о создании ООО, если учредитель один, или протокол, если их несколько
● Гарантийное письмо от собственника помещения о предоставлении юридического адреса (если ООО зарегистрирован по месту регистрации собственника)
● Квитанция об оплате госпошлины
Шаг 6: подайте документы в ФНС
Есть несколько способов подать документы: лично в МФЦ или отделении налоговой службы, а также на сайте. Учтите: если вы хотите всё оформить полностью удалённо, каждому учредителю нужна квалифицированная электронная подпись. Если их нет, всё равно придётся посетить налоговую, но процесс пройдёт в упрощённом режиме.
Шаг 7: получите документы
ООО регистрируют в течение 5 рабочих дней. После регистрации вам выдадут или отправят документы:
● устав ООО с отметкой о регистрации
● лист записи ЕГРЮЛ
Шаг 8: выберите систему налогообложения
Для ООО доступны 4 системы налогообложения:
● Основная система (ОСНО). Её плюсы в том, что нет никаких ограничений по количеству сотрудников, размеру доходов или видам деятельности. Но есть и минус: придётся платить налог на прибыль, НДС, страховые взносы за сотрудников — у каждого пункта своя система расчёта. Например, налог на прибыль можно оплачивать ежемесячно авансовыми платежами или на основе фактической прибыли. Другой вариант — оплачивать ежеквартально на основании прибыли в предыдущем квартале. Ограничений по количеству сотрудников при ОСНО нет.
● Упрощённая система (УСН). При такой системе налог платится с разницы между доходами и расходами либо только с доходов. Такой режим доступен, если в вашей организации максимум 130 сотрудников, а годовой доход не больше 265,8 млн рублей.
● Автоматизированная система (АУСН). Это экспериментальный режим уплаты налогов для малого бизнеса, доступный только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Его суть в том, что налоговая сама считает размер налога — вам ничего делать не нужно. Нет и дополнительных трат на страховые взносы и требований к подаче деклараций.
● Сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — подходит компаниям, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Требование одно: доход организации на 70% должен состоять из прибыли от производства сельскохозяйственной продукции.
Если к моменту регистрации вы ещё не определились с системой налогообложения, у вас будет 30 дней, чтобы подать заявление о переходе на специальный режим.
Шаг 9: после регистрации
После регистрации ООО для проведения расчётов откройте счёт в любом банке. Если нанимаете персонал, нужно трудоустроить сотрудников и зарегистрироваться в качестве работодателя в Социальном фонде России. Если будете работать в торговле — зарегистрировать кассу и подключить её к оператору фискальных данных. Важно позаботиться и о бухгалтерской отчётности: можно нанять специалиста в штат или воспользоваться онлайн-сервисами.