Установите сертификаты Минцифры России
Подробнее
  1. Блог
Логотип

На карту пришли деньги от незнакомого человека. Что делать?

Представьте: вы получили перевод от неизвестного человека. Но не торопитесь радоваться — это может быть мошеннической схемой. В статье рассмотрим возможные причины таких переводов и расскажем, что делать в подобных ситуациях.

Возможные причины поступления денег

  • Ошибочно указанные реквизиты

Плательщик мог неправильно указать реквизиты получателя при переводе или оплате товаров и услуг.

В чём опасность?

По закону присвоение чужих денег, даже если они поступили на ваш счёт ошибочно, считается неосновательным обогащением. Если вы потратите или снимете эти деньги, плательщик вправе потребовать возместить ему эту же сумму денежных средств. При отказе в добровольном порядке вернуть денежные средства плательщик может подать на вас в суд.

  • Технический сбой в банке

Редкая ситуация, но такое может случиться. Скорее всего, банк самостоятельно спишет ошибочно зачисленные деньги. На всякий случай лучше всё-таки обратиться в службу поддержки и сообщить об ошибочном переводе.

В чём опасность?

Как и в первом случае — если деньги пришли на ваш счёт, это ещё не значит, что они ваши. Средства придётся вернуть в любом случае.
  • Мошенническая схема

Есть три самых популярных схемы:

1.      Мошенники связываются с жертвой и настойчиво просят вернуть им деньги, но на другие реквизиты. Обычно это значит, что вас пытаются использовать для вывода денег с чужого взломанного счёта.

2.      Вторая схема связана с тем, что злоумышленники получили доступ к реквизитам вашего счёта. Эти данные публикуют на сайте подставного интернет-магазина под видом реквизитов для получения оплаты за товар. В этом случае к вам сначала обратятся мошенники, а потом якобы обманутые клиенты, которые не получили свой заказ.

3.      В третьей ситуации вы вообще не получаете перевод. Мошенники имитируют смс-сообщение из банка о том, что вам поступили деньги, и связываются с вами с требованием вернуть их.

В чём опасность?

В первых двух случаях вы рискуете быть втянутым в мошенническую схему. В третьем — потеряете деньги.

Что делать при поступлении денег от незнакомого человека?

  1. Обратитесь в банк по номеру телефона горячей линии, указанному на официальном сайте банка, или через службу поддержки в мобильном приложении банка. Опишите ситуацию и сообщите, что перевод поступил ошибочно.
  2. Если вы получаете звонки или сообщения с просьбой вернуть деньги, сохраняйте всю историю переписки и номера телефонов, с которых вам звонят. Всю эту информацию передайте в банк.
  3. Предложите плательщику оставить заявку на возврат переведённых денег. Плательщик должен обратиться в банк, через который он оформлял перевод и сообщить об ошибочном платеже. Ни в коем случае не переводите деньги самостоятельно — возврат нужно оформить официально.

Меры предосторожности

Не реагируйте на подозрительные сообщения или звонки. Если вам звонят якобы сотрудники банка и требуют перевести им деньги на тот же или на другой счёт, не доверяйте им — это может быть попыткой мошенничества. Оформляйте возврат денег только через банк. Внимательно отслеживайте все финансовые операции по своим счетам — это поможет вовремя заметить любые подозрительные или несанкционированные переводы.

Частые вопросы

Что делать, если я перевёл деньги по неверным реквизитам?

В такой ситуации вам придётся обратиться в банк получателя. Если вы переводили деньги по номеру телефона, название банка сохранится в истории операций. Если отправляли по номеру счета, нужно узнать, в какой банк вы отправили деньги.

  1. Запросите в своём банке документ, подтверждающий ваш перевод. Это легко сделать онлайн через мобильное приложение или в личном кабинете банка.
  2. В документе будут указаны реквизиты, на которые вы перевели деньги. Сохраните первые шесть цифр карты получателя. Это БИН (Банковский идентификационный номер) — по нему вы можете узнать, в какой банк вы отправили деньги.
  3. Напишите в банк получателя заявление о возврате денег. Если получатель даст согласие, банк переведёт вам обратно всю сумму.
  4. Если получатель отказывается возвращать деньги, обращайтесь в суд — это можно сделать в течение трёх лет.
Для частных клиентов
Звонок бесплатный
Выделенная линия 24/7
для премиум-клиентов
Для бизнеса
Звонок бесплатный