Для чего нужна закладная по ипотеке?
Часто для покупки недвижимости берут ипотеку — целевой кредит на покупку жилья. Возврат средств гарантирует сама недвижимость, она находится в залоге у банка до момента полного погашения кредита.
Гарантия возврата средств — сама недвижимость, она находится в залоге у банка до момента полного погашения кредита.
Что такое закладная на квартиру по ипотеке и для чего она нужна? Закладная — это ценная бумага, она подтверждает передачу недвижимости в залог кредитной организации. Если заёмщик неплатёжеспособен, с помощью этого документа банк возместит убытки через продажу залога, при этом не понадобятся другие доказательства, например договор по кредиту.
Какие данные указаны в документе?
Полное содержание закладной определяет банк, в котором оформляется ипотечный кредит. Согласно ст. 14 Федерального закона № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в закладной обязательно указывают следующие данные:
— о документе (слово «закладная» обязательно должно входить в название документа)
— о залогодателе и заёмщике, если это разные люди (ФИО, паспортные данные и номер СНИЛС при его наличии)
— о первоначальном владельце закладной (полное наименование, местонахождение, ИНН, ОГРН)
— о кредитном договоре (название, дата и место заключения договора)
— о сумме кредита и размере процентов или об условиях, позволяющих определить эти данные
— о плане погашения долга: сроки, периодичность, размеры каждого из платежей
— о залоговой недвижимости (вид, кадастровый номер, площадь или другие основные характеристики объекта недвижимости, её адрес или описание местоположения)
— о рыночной стоимости недвижимости
— о праве собственности заёмщика на недвижимость (номер и дата государственной регистрации)
— о правах третьих лиц, которые подлежат государственной регистрации, или об их отсутствии
— о государственной регистрации ипотеки (наименование органа регистрации прав, дата и номер государственной регистрации ипотеки)
— о дате выдачи закладной
— подпись заёмщика
Номером закладной считается номер регистрации ипотеки.
Образец закладной:
Когда оформляется закладная на квартиру по ипотеке?
Оформлять закладную, чтобы получить ипотечный кредит, необязательно, но многие банки требуют этого от своих клиентов. Документ составляется в одном экземпляре, банк вправе хранить оригинал закладной у себя или передать её в депозитарий.
При оформлении закладной обязательно проследите, чтобы прописанные в ней пункты совпадали с обязательствами кредитного или ипотечного договора с банком. В случае судебного разбирательства суд примет решение на основании содержания закладной.
Дата оформления закладной зависит от типа недвижимости:
— Если вы приобретаете готовое жильё, то закладная, как правило, составляется одновременно с подписанием кредитного договора.
— Если вы покупаете строящуюся квартиру, то закладная составляется, как правило, когда вы оформите право собственности на жильё (как правильно принять квартиру от застройщика — прочитайте в статье по ссылке). Некоторые банки могут оформлять закладную на строящееся жильё одновременно с подписанием кредитного договора (в этом случае закладная оформляется на права требования по договору участия в долевом строительстве).
Заёмщик может составить как бумажную, так и электронную закладную.
Как оформить закладную в Банке ДОМ.РФ: пошаговая инструкция
Если документ не был оформлен одновременно с кредитным договором, то после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию он оформляется следующим образом.
Процедура оформления закладной в Банке ДОМ.РФ состоит из 6 шагов.
1. Обратитесь в банк
Для составления закладной:
1. Закажите отчёт об оценке через автоматизированный сервис.
2. Предоставьте документы удобным для вас способом: привезите оригиналы в офис кредитной компании или направьте дистанционно (через сайт банка https://domrfbank.ru/mortgage/bond/) скан-копии.
Сроки предоставления документов указаны в кредитном договоре.
Какие документы понадобятся:
— паспорта и СНИЛС всех залогодателей и заёмщиков
— выписка из ЕГРН или договор участия в долевом строительстве, договор уступки прав требования по нему со всеми приложениями и дополнительными соглашениями
— документ о передаче недвижимости
— кадастровый номер объекта недвижимости и технические документы: поэтажный план и экспликация (подробный чертёж квартиры, где указаны назначения и площади всех помещений)
2. Подпишите закладную в Центре ипотечного кредитования
Документ готовится примерно в течение 14 рабочих дней с даты подачи полного пакета документов. На подписании закладной должны присутствовать все заёмщики, указанные в кредитном договоре, и собственники объекта недвижимости. Всем участникам обязательно иметь при себе паспорт.
3. Предоставьте пакет документов в Росреестр или МФЦ
Список документов, необходимых для подачи заявки:
— оригинал заявления о государственной регистрации права собственности
— оригинал и копия договора приобретения недвижимости
— оригинал акта приёма-передачи жилья в двух экземплярах
— оригинал и копия документа о полной оплате жилья
— оригинал и копия паспорта
— оригинал закладной
— отчёт об оценке на бумажном носителе (можно предоставить отдельные страницы, которые содержат информацию о стоимости и характеристиках объекта)
— оригиналы и копии кредитного договора и дополнительных соглашений к нему
Перечень документов может быть расширен по требованию Росреестра или МФЦ.
4. Направьте в банк расписку Росреестра или опись МФЦ о передаче им закладной
Документ можно передать удобным вам способом:
— привезти копию в офис банка
— направить на электронный адрес reg-rf@domrf.ru (для регионов) или на registrator_sopr@domrf.ru
(для Москвы и области)
5. Застрахуйте имущество
После государственной регистрации права собственности необходимо застраховать имущество. Для этого направьте документы страховой компании:
— договор приобретения, копии документа о передаче недвижимого имущества и выписки из ЕГРН
— оригиналы и копии паспортов всех собственников
— копию графика платежей
— копию кредитного договора со всеми заключёнными дополнительными соглашениями
— другие документы (по требованию страховой организации)
С перечнем страховых компаний, аккредитованных банком, можно ознакомиться в разделе «Страхование».
6. Предоставьте пакет документов в банк
После заключения договора страхования вам нужно:
— загрузить в сервис на сайте банка копии договора страхования имущества и документа об оплате страхового взноса за первый год
— предоставить менеджеру банка выписку из ЕГРН о государственной регистрации права собственности и ипотеки в пользу банка
Скачать памятку по оформлению закладной можно по ссылке.
Как оформить дубликат закладной, если документ утерян?
Как можно скорее обратитесь в свой банк, а затем в Росреестр — для составления и выдачи дубликата документа.
Особенность электронной закладной
Электронную закладную оформляют несколькими способами:
- на сайте Росреестра
- напрямую в банке при участии органа регистрации прав (этот способ используется при оформлении закладной в Банке ДОМ.РФ)
Помимо основных данных, она содержит сведения о депозитарии и его контактах, а также о счёте депо.
Депозитарий — участник рынка ценных бумаг, который ведёт учёт прав на ценные бумаги и хранит их. Оформленные закладные также находятся под учётом депозитария.
Счёт депо — счёт депозитария, на котором ведётся учёт ценных бумаг, в том числе закладных.
Ещё одна особенность электронной закладной — её необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
Что банк имеет право делать с закладной на квартиру?
Банк, владеющий закладной, имеет право распоряжаться документом:
- продать другому лицу
- обменять на другую закладную
Никакие действия банка с закладной не изменяют условия кредитного договора в одностороннем порядке. В ряде случаев могут измениться счёт и банк получателя платежей.
Если закладная не оформлялась, банк всё равно может переуступить права на кредитные обязательства заёмщика.
Можно ли изменять данные?
Данные закладной можно изменить: например, если изменился состав собственников объекта недвижимости. Для этого заёмщик совместно с банком заключают дополнительное соглашение к закладной и обращаются в Росреестр для обновления данных.
Как снять обременение с квартиры?
Обременение с жилья, купленного в кредит, можно снять только после полного погашения ипотеки. Важно отметить, что обременение не снимается автоматически.
Как снять обременение?
1. Убедитесь, что задолженность погашена полностью.
2. Уточните у банка, в котором производилась выдача ипотечного кредита, как проходит процедура и какие документы нужны для снятия обременения и получения оригинала закладной. Банк вернёт закладную в срок, указанный в договоре. Как правило, выдача занимает не больше месяца.
3. Подайте заявление на снятие обременения с жилья в МФЦ или Росреестре. Для этого понадобятся документы:
— паспорт
— СНИЛС
— заявление банка, владеющего закладной, или совместное заявление банка и заёмщика, экземпляр закладной в бумажном виде или выписка со счёта депо от депозитария, если была выдана электронная закладная
— заявление заёмщика и экземпляр закладной в бумажном виде с отметкой о полном исполнении обязательства перед банком
На обновление информации в ЕГРН требуется примерно 4 рабочих дня.
Подробно о процессе снятия обременения читайте в статье по ссылке.
Как проверить, что обременение снято?
Статус закладной можно проверить на сайте Росреестра или «Госуслуг», для этого потребуется кадастровый номер или адрес.
Жильё, приобретённое в ипотеку, находится в залоге у банка до погашения обязательств по займу. Как правило, закладная составляется при регистрации сделки, однако в случае покупки квартиры в строящемся доме может быть оформлена после ввода дома в эксплуатацию.