Установите сертификаты Минцифры России
Подробнее
  1. Блог
Логотип

Оформление закладной

Когда вы покупаете недвижимость в кредит, может потребоваться оформление закладной. Подробно разберём, что это за документ, для чего он нужен и как его оформить.

Все статьи Ипотека

27.07.2022

10 минут

Для чего нужна закладная?

Часто для покупки недвижимости берут ипотеку — целевой кредит на покупку жилья. Возврат средств гарантирует сама недвижимость, она находится в залоге у банка до момента полного погашения кредита.

Гарантия возврата средств — сама недвижимость, она находится в залоге у банка до момента полного погашения кредита.

Закладная — это ценная бумага, она подтверждает передачу недвижимости в залог кредитной организации. Если заёмщик неплатёжеспособен, с помощью этого документа банк возместит убытки через продажу залога, при этом не понадобятся другие доказательства, например договор по кредиту.

Какие данные указаны в закладной?

Полное содержание закладной определяет банк, в котором оформляется ипотечный кредит. Согласно ст. 14 Федерального закона № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в закладной обязательно указывают следующие данные:

— о документе (слово «закладная» обязательно должно входить в название документа)
— о залогодателе и заёмщике, если это разные люди (ФИО, паспортные данные и номер СНИЛС при его наличии)
— о первоначальном владельце закладной (полное наименование, местонахождение, ИНН, ОГРН)
— о кредитном договоре (название, дата и место заключения договора)
— о сумме кредита и размере процентов или об условиях, позволяющих определить эти данные
— о плане погашения долга: сроки, периодичность, размеры каждого из платежей
— о залоговой недвижимости (вид, кадастровый номер, площадь или другие основные характеристики объекта недвижимости, её адрес или описание местоположения)
— о рыночной стоимости недвижимости
— о праве собственности заёмщика на недвижимость (номер и дата государственной регистрации)
— о правах третьих лиц, которые подлежат государственной регистрации, или об их отсутствии
— о государственной регистрации ипотеки (наименование органа регистрации прав, дата и номер государственной регистрации ипотеки)
— о дате выдачи закладной
— подпись заёмщика

Номером закладной считается номер регистрации ипотеки.

Образец закладной:

Когда оформляется закладная?

Оформлять закладную, чтобы получить ипотечный кредит, необязательно, но многие банки требуют этого от своих клиентов. Закладная составляется в одном экземпляре, банк вправе хранить оригинал закладной у себя или передать её в депозитарий.

При оформлении закладной обязательно проследите, чтобы прописанные в ней пункты совпадали с обязательствами кредитного или ипотечного договора с банком. В случае судебного разбирательства суд примет решение на основании содержания закладной.

Дата оформления закладной зависит от типа недвижимости:

— Если вы приобретаете готовое жильё, то закладная, как правило, составляется одновременно с подписанием кредитного договора.
— Если вы покупаете строящуюся квартиру, то закладная составляется, как правило, когда вы оформите право собственности на жильё (как правильно принять квартиру от застройщика — прочитайте в статье по ссылке). Некоторые банки могут оформлять закладную на строящееся жильё одновременно с подписанием кредитного договора (в этом случае закладная оформляется на права требования по договору участия в долевом строительстве).

Заёмщик может составить как бумажную, так и электронную закладную.

Как оформить закладную в Банке ДОМ.РФ: пошаговая инструкция

Если закладная не была оформлена одновременно с кредитным договором, то после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию она оформляется следующим образом.

Процедура оформления закладной в Банке ДОМ.РФ состоит из 6 шагов.


1Обратитесь в банк

Для составления закладной:

1. Закажите отчёт об оценке через автоматизированный сервис.
2. Предоставьте документы удобным для вас способом: привезите оригиналы в офис кредитной компании или направьте дистанционно (через сайт банка https://domrfbank.ru/mortgage/bond/) скан-копии.

Сроки предоставления документов указаны в кредитном договоре.

Какие документы понадобятся:

— паспорта и СНИЛС всех залогодателей и заёмщиков
— выписка из ЕГРН или договор участия в долевом строительстве, договор уступки прав требования по нему со всеми приложениями и дополнительными соглашениями
— документ о передаче недвижимости
— кадастровый номер объекта недвижимости и технические документы: поэтажный план и экспликация (подробный чертёж квартиры, где указаны назначения и площади всех помещений)

2Подпишите закладную в Центре ипотечного кредитования

Закладная готовится примерно в течение 14 рабочих дней с даты подачи полного пакета документов. На подписании закладной должны присутствовать все заёмщики, указанные в кредитном договоре, и собственники объекта недвижимости. Всем участникам обязательно иметь при себе паспорт.

3Предоставьте пакет документов в Росреестр или МФЦ

Список документов, необходимых для подачи заявки:

— оригинал заявления о государственной регистрации права собственности
— оригинал и копия договора приобретения недвижимости
— оригинал акта приёма-передачи жилья в двух экземплярах
— оригинал и копия документа о полной оплате жилья
— оригинал и копия паспорта
— оригинал закладной
— отчёт об оценке на бумажном носителе (можно предоставить отдельные страницы, которые содержат информацию о стоимости и характеристиках объекта)
— оригиналы и копии кредитного договора и дополнительных соглашений к нему

Перечень документов может быть расширен по требованию Росреестра или МФЦ.

4Направьте в банк расписку Росреестра или опись МФЦ о передаче им закладной

Документ можно передать удобным вам способом:

— привезти копию в офис банка
— направить на электронный адрес reg-rf@domrf.ru (для регионов) или на registrator_sopr@domrf.ru (для Москвы и области)

5Застрахуйте имущество

После государственной регистрации права собственности необходимо застраховать имущество. Для этого направьте документы страховой компании:

— договор приобретения, копии документа о передаче недвижимого имущества и выписки из ЕГРН
— оригиналы и копии паспортов всех собственников
— копию графика платежей
— копию кредитного договора со всеми заключёнными дополнительными соглашениями
— другие документы (по требованию страховой организации)

С перечнем страховых компаний, аккредитованных банком, можно ознакомиться в разделе «Страхование».

6Предоставьте пакет документов в банк

После заключения договора страхования вам нужно:

— загрузить в сервис на сайте банка копии договора страхования имущества и документа об оплате страхового взноса за первый год
— предоставить менеджеру банка выписку из ЕГРН о государственной регистрации права собственности и ипотеки в пользу банка

Скачать памятку по оформлению закладной можно по ссылке.

Как оформить дубликат закладной, если документ утерян?

Как можно скорее обратитесь в свой банк, а затем в Росреестр — для составления и выдачи дубликата документа.

Особенность электронной закладной

Электронную закладную оформляют несколькими способами:

— на сайте Росреестра
— напрямую в банке при участии органа регистрации прав (этот способ используется при оформлении закладной в Банке ДОМ.РФ)

Помимо основных данных, она содержит сведения о депозитарии и его контактах, а также о счёте депо.

Депозитарий — участник рынка ценных бумаг, который ведёт учёт прав на ценные бумаги и хранит их. Оформленные закладные также находятся под учётом депозитария.

Счёт депо — счёт депозитария, на котором ведётся учёт ценных бумаг, в том числе закладных.

Ещё одна особенность электронной закладной — её необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что банк имеет право делать с закладной?

Банк, владеющий закладной, имеет право распоряжаться документом:

— продать другому лицу
— обменять на другую закладную

Никакие действия банка с закладной не изменяют условия кредитного договора в одностороннем порядке. В ряде случаев могут измениться счёт и банк получателя платежей.

Если закладная не оформлялась, банк всё равно может переуступить права на кредитные обязательства заёмщика.

Можно ли изменять данные закладной?

Данные закладной можно изменить: например, если изменился состав собственников объекта недвижимости. Для этого заёмщик совместно с банком заключают дополнительное соглашение к закладной и обращаются в Росреестр для обновления данных.

Как снять обременение с квартиры?

Обременение с жилья, купленного в кредит, можно снять только после полного погашения ипотеки. Важно отметить, что обременение не снимается автоматически.

Как снять обременение?

1. Убедитесь, что задолженность погашена полностью.

2. Уточните у банка, в котором производилась выдача ипотечного кредита, как проходит процедура и какие документы нужны для снятия обременения и получения оригинала закладной. Банк вернёт закладную в срок, указанный в договоре. Как правило, выдача закладной занимает не больше месяца.

3. Подайте заявление на снятие обременения с жилья в МФЦ или Росреестре. Для этого понадобятся документы:

— паспорт
— СНИЛС
— заявление банка, владеющего закладной, или совместное заявление банка и заёмщика, экземпляр закладной в бумажном виде или выписка со счёта депо от депозитария, если была выдана электронная закладная
— заявление заёмщика и экземпляр закладной в бумажном виде с отметкой о полном исполнении обязательства перед банком

На обновление информации в ЕГРН требуется примерно 4 рабочих дня.

Подробно о процессе снятия обременения читайте в статье по ссылке.

Как проверить, что обременение снято?

Статус закладной можно проверить на сайте Росреестра или «Госуслуг», для этого потребуется кадастровый номер или адрес.

Жильё, приобретённое в ипотеку, находится в залоге у банка до погашения обязательств по займу. Как правило, закладная составляется при регистрации сделки, однако в случае покупки квартиры в строящемся доме может быть оформлена после ввода дома в эксплуатацию.

Для частных клиентов
Звонок бесплатный
Выделенная линия 24/7
для премиум-клиентов
Для бизнеса
Звонок бесплатный