Поддержка инициативы законодательством
18 июня 2002 года вышло постановление правительства Москвы № 457-ПП «О размещении на первых этажах строящихся жилых домов объектов социального и общественного назначения». Цель постановления — повысить комфортность проживания в жилом фонде ЖК и развить объекты социально-общественной сферы. В связи с этим застройщики изменили типовые проекты жилых домов, отдав больше площадей под нежилой фонд. Жители все чаще видят мини-маркеты, офисы интернет-провайдеров, пункты выдачи интернет-магазинов и другие коммерческие организации в своих домах. Безусловно, это пользуется спросом у населения, так как это быстро и удобно: не нужно бежать в ближайший магазин за внезапно закончившейся солью.
Выгодно ли приобретение коммерческих помещений?
Пандемия внесла коррективы в нашу жизнь, в том числе и в инвестиционные стратегии. Например, сдача в аренду офисов в этот период стала для их владельцев невыгодной: многие арендаторы съезжали с рабочих мест, другие просили о снижении стоимости офисной аренды. Спрос на аренду жилых помещений также снизился за последние два года.
Владельцам стрит-ритейла повезло больше: жители предпочитали мини-маркеты и кофейни посещению торговых центров. Именно это и стало привлекать инвесторов и бизнесменов, спрос на приобретение коммерческой недвижимости под аптеки, небольшие магазины и супермаркеты значительно вырос.
Инвесторы выбирают подходящий для них вариант инвестиции в зависимости от своих возможностей и целей. Основные стратегии вложений можно группировать как приобретение для:
- последующей сдачи помещения в аренду;
- открытия или расширения собственного бизнеса;
- сдачи в аренду с целью последующей продажи недвижимости, как готовый бизнес.
Первые два варианта инвестиций подразумевают долгосрочный доход от владения недвижимостью, последний — быстрое получение прибыли.
Что влияет на стоимость недвижимости и ставку аренды?
Для заключения выгодной сделки нужно проанализировать местоположение покупаемого объекта. Расположение и формат помещения будут напрямую влиять как на стоимость за квадратный метр помещения, так и на будущую ликвидность вложений. Стоимость может зависеть от:
- класса объекта жилой недвижимости;
- расположения внутри жилого комплекса (первая или вторая линия, просматривается ли помещение с въездных зон);
- стадии строительства;
- площади объекта.
Расположение влияет и на ставки аренды. Их размер, как правило, зависит от двух основных факторов:
- размер жилого комплекса, число его жителей и плотность заселения;
- наличие притока потенциальных клиентов извне.
Например, если помещение находится во дворе ЖК, его ставка аренды будет ниже, потому что оно рассчитано на посещение только жителями дома.
Стоит принять во внимание и инфраструктуру. Другие ЖК рядом, наличие станции метро или планы ее провести — все это потенциально может увеличить доходность инвестиций в будущем.
Какие площади востребованы?
Владельцы коммерческой недвижимости заинтересованы в быстром поиске арендаторов. В жилых комплексах чаще всего размещаются аптеки, ателье, продуктовые и алкогольные магазины, кофейни, пекарни, салоны красоты, небольшие учебные заведения (развивающие центры для детей, школы иностранных языков), студии ремонта обуви и пошива одежды. Приобретая недвижимость, инвестор должен учитывать бизнес, которому предполагает сдавать помещение.
Что влияет на выбор недвижимости?
Расположение жилого комплекса, число жителей.
Жители не только самого ЖК, но и района — это потенциальные клиенты. Если рядом есть транспортный узел, станция метро, то они тоже играют роль в оценивании потока клиентов.
2 Расположение недвижимости внутри жилого комплекса.
Предпочтения арендаторов будут отличаться в зависимости от специфики предоставляемых услуг. Для сетевых бизнесов — аптек, продуктовых магазинов, салонов красоты — особенно важна локация. Больше всего посетителей приносят торговые помещения, расположенные у входной группы или у основных дорог — так помещение видят все жители. Другой пример: служба доставки, вероятно, выберет офисное помещение внутри ЖК. Внешний трафик для таких компаний менее важен, чем узнаваемости среди жителей.
3 Планировка.
Многие застройщики проектируют первые этажи так, чтобы предложить площади широкому кругу арендаторов. Нежилые помещения можно разделить на 2 основных типа:
- зальные,
- комнатные.
Комнатные планировки считаются неликвидными, их сложнее сдать в аренду, так как потенциальный круг арендаторов значительно уже. Однако такое помещение будет востребовано для образовательных учреждений.
Большое количество несущих стен и дополнительных перегородок также негативно сказываются на ликвидности, так как перепланировка и переустройство потребуют дополнительных вложений.
4 Размер помещения.
Слишком маленькое или слишком большое помещение не подойдут большей части потенциальных арендаторов. Оптимальный размер — от 60 до 90 квадратных метров.
5 Рекламные возможности.
Если панорамные окна или вход расположены у проезжей части или выходят на пешеходные зоны, это дополнительно привлекает трафик.
Когда и как следует искать арендаторов?
Предпочтительный сценарий — совершение сделки купли-продажи коммерческой недвижимости с расчетом на сотрудничество с конкретной компанией. В этом случае покупка согласовывается с владельцем бизнеса. Такая схема взаимовыгодна, особенно при удачном расположении будущего ЖК.
Если заранее найти арендатора не удалось, рекомендуется приступать к поиску на стадии ввода дома в эксплуатацию. Бизнес, как правило, охотно соглашается на подписание предварительного договора аренды, обеспечивая себя нужным помещением.
Существует четыре основных способа найти арендатора:
1 Разместите объявления в интернете и на специализированных площадках. Для этого достаточно указать параметры помещениях, приложить его планировку и фотографии.
2 Активно предлагайте компаниям сотрудничество. Это более трудозатратный метод поиска: нужно подобрать потенциальных арендаторов, связаться с ними и направить коммерческое предложение.
3 Разместите сообщения об аренде: подайте объявления на профильных площадках или повесьте баннер на окна помещения.
4 Обратитесь в агентство недвижимости.
Спрос на коммерческую недвижимость на первых этажах ЖК показал свою стабильность. Это выгодно не только бизнесу, но и жителям: получить нужный продукт или услугу можно быстро и близко к дому. Однако инвесторам стоит подробно изучить район и его инфраструктуру перед совершением любых сделок: это позволит оценить потенциал выбранного ЖК и доходность вложений.