Установите сертификаты Минцифры России
Подробнее
Интересное об ипотеке
Обновлено: 16.02.2024
Логотип

Как правильно принять квартиру от застройщика?

Принять квартиру от застройщика по закону. Нюансы принятия жилья от застройщика. Что делать при выявлении дефектов строительства при принятии квартиры?
Как правильно принять квартиру от застройщика?
Принять квартиру от застройщика по закону. Нюансы принятия жилья от застройщика. Что делать при выявлении дефектов строительства при принятии квартиры?

Как принять квартиру от застройщика

Приемка квартиры от застройщика — важный процесс. Ведь вы проверяете качество работы не для галочки — подписал документы и всё. Вам потом в этой квартире жить.
Давайте разбираться, на что обратить внимание при приемке квартиры в новостройке, какие недоделки можно обнаружить и как обязать застройщика бесплатно их устранить.

Подготовьтесь к процессу заранее

Понятно, что момент приемки квартиры очень радостный и долгожданный. Но в данном случае эмоции, даже положительные, вам не на пользу. Важно помнить, что основная цель — это не подписать акт приемки квартиры как можно скорее, а найти и устранить все или хотя бы максимальное количество некачественно сделанных элементов или неисправностей.
Лучше подписать акт приема-передачи со второго или третьего раза, чем потом тратить время, деньги и нервы на исправление ошибок застройщика.

Проверьте, что приемка проходит в соответствии с законом

Процесс приемки квартиры у застройщика должен проходить по определенным правилам и нормам. Они подробно описаны в статьях 7. Гарантии качества, предусмотренные договором и 8. Передача объекта долевого строительства закона о долевом строительстве, а также в Постановлении Правительства РФ от 23.03.2022 № 442 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства».
Вот правильная последовательность действий застройщика:
1
Получение разрешения на эксплуатацию дома
2
Официальное уведомление дольщиков о готовности к передаче объекта
Не менее чем за месяц до окончания срока строительства застройщик должен оповестить вас следующими способами:
заказным письмом об окончании строительства с уведомлением о вручении
лично под расписку
уведомлением в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на e-mail адрес участника долевого строительства, указанный в договоре
Другие варианты законом не предусмотрены и не считаются официальными.

Дальше в дело вступает дольщик

После того, как вы получили уведомление, в течение недели необходимо приступить к принятию, если в договоре долевого участия нет иных предписаний. Дольщик подтверждает намерение принять квартиру у застройщика, записавшись на приемку. А чтобы принять квартиру, дается 2 месяца.
Если дольщик не придет на приемку через 2 месяца после получения уведомления, застройщик сможет подписать акт приемки квартиры в одностороннем порядке без вашего участия.

Что делать, если застройщик не записывает на приемку в нужный срок

Да, такие ситуации тоже встречаются. Так недобросовестные застройщики пытаются обойти закон и подписать акт в одностороннем порядке, потому что вы вовремя не явились на приемку.
Если вы хотите записаться на приемку, а вам назначают ее не через 2, а через 3 месяца, вам необходимо сразу направить застройщику письменную претензию. Подробно опишите ситуацию и укажите, что готовы принять квартиру в положенный законом срок. И не забудьте попросить копию своей претензии с уведомлением о получении.
В этом случае застройщик уже не сможет в одностороннем порядке подписать акт приемки квартиры через 2 месяца и тем самым уклониться от устранения недоделок.

Какие документы понадобятся на приемке

Договор — наше всё. Именно в договоре и проектной документации подробно указано, что и в каком объеме должен сдать вам застройщик. Обратите внимание на материалы и отделку стен, пола и потолка, конфигурацию окон, наличие и качество дверей, а также состояние подъезда и придомовой территории. На приемке все должно соответствовать описанию в документах.
Также вам понадобится план квартиры. По нему вы будете сравнивать площадь, наличие всех перегородок и расположение мокрых зон.

Что еще взять с собой на осмотр

Во-первых, лучше записаться на утреннее или дневное время, так как хорошее освещение поможет вам подметить косяки застройщика. Для этого можно отпроситься с работы на пару часов. Ну или купите хороший фонарь. Также не лишним будет взять с собой:
Блокнот с ручкой для соответствующих пометок
Лист бумаги, чтобы проверить вентиляцию
Кусочек мела и строительный маркер, чтобы оставить пометки на недочетах
Обычную лампочку и простой электроприбор (бритву, фен) для проверки цоколей и розеток. С зарядкой телефона лучше не экспериментировать. Если обнаружится неисправность, с телефоном можно будет попрощаться
Строительный уровень для обнаружения неровностей

Еще один лайфхак

До осмотра своей квартиры следует познакомиться с соседями, которые уже приняли свои. Сейчас это несложно — обычно существуют различные форумы или чаты жильцов дома или корпуса. Так можно узнать о недочетах, которые они уже успели выявить. Как правило, многие проблемы повторяются в каждой квартире.

Где чаще всего встречаются дефекты

Не удалось узнать информацию у соседей? Не беда. Рассказываем, на что обратить особое внимание.

Входная дверь

При входе в квартиру вы не должны слышать скрип и прикладывать усилия для открытия или закрытия двери. Также на ней не должно быть повреждений, ручки работают мягко и не заедают.

Окна

Хорошо открываются и закрываются, видимых повреждений (царапин, сколов или окалин) не имеют. При закрытом окне сквозняк отсутствует. Проверить это можно, приложив листок бумаги, который вы взяли с собой.

Полы, потолки и стены

Проверьте квартиру на наличие мокрых пятен, следов плесени или различных грибков. Полы и потолки должны быть ровными и без трещин. Проверить неровности можно с помощью строительного уровня. Вы же его не забыли?

Электрика

Попросите застройщика включить электричество в общем щите, чтобы проверить напряжение. Если есть розетки и цоколи, включите простой электроприбор и вкрутите лампочку.
У профессиональных приемщиков обычно есть специальные тестеры. С их помощью каждая розетка и провод для осветительных приборов проверяются на наличие заземления.

Вода и канализация

Для начала включите воду. Напор должен быть ровным и хорошим, вода чистой. Нигде ничего не капает и не подтекает. После этого запишите или сфотографируйте показания счетчиков. И проверьте по паспорту серийный номер устройства.
Проверьте заглушки на канализационных выводах и запорную арматуру на трубах. Должны быть кран, фильтр и редукционный клапан.

Не торопитесь

Пожалуй, это главное правило. Не позволяйте себя торопить и не нервничайте. Ваша задача — проверить все максимально тщательно. Помните, ваше время не ограничено.
Записывайте ВСЁ! Даже если застройщик утверждает, что дефект незначительный, вы имеете право на его устранение.

Что делать после осмотра

После того, как вы все проверили, нужно принять решение: ставить подпись или не ставить. Если дефектов нет, то вопрос отпадает сам собой.
При обнаружении дефектов есть два варианта развития событий:
1
В случае обнаружения существенных недостатков, не подписывать акт приемки квартиры и требовать устранения всех недоделок, после чего провести процедуру приемки повторно
Этот вариант предпочтительнее. Застройщик должен передать вам квартиру в отведенный срок, поэтому будет заинтересован в оперативном устранении дефектов. Но вы пока, понятно, останетесь без ключей.
2
Подписать бумаги с условием исправления дефектов застройщиком, описав в акте осмотра все недочеты
Необходимо указать дату, до которой застройщик обязуется все исправить. А еще вы получите ключи. Но в данном случае контролировать исправление дефектов, сроки и качество работ будет сложнее.

Что делать, если документы подписаны, а после этого обнаружились недоделки

Не паниковать. Гарантия вашего дома — от пяти лет, его инженерного оборудования — минимум три года. При обнаружении дефектов направьте претензию застройщику, и он должен будет исправить дефект. Как правило, добросовестные компании принимают обоснованные претензии и устраняют проблемы.

Есть еще один совет

Если вы переживаете, что упустите что-то важное, то можете делегировать задачу. Существуют специальные компании, занимающиеся приемкой квартир профессионально. Эксперты точно знают, что, где и как проверять. При обнаружении дефектов вам помогут правильно составить претензию и добиться устранения проблемы.
Для частных клиентов
Звонок бесплатный
Выделенная линия 24/7
для премиум-клиентов
Для бизнеса
Звонок бесплатный