Банк ДОМ.РФ: россиянам в поездках по стране не хватает сервиса, транспорта, пляжа зимой и интересных программ для детей
Банк ДОМ.РФ совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ изучили, чего не хватает россиянам в путешествиях по стране. Во всероссийском онлайн опросе приняли участие 1600 проживающих в разных субъектах федерации совершеннолетних граждан. На вопрос, чего не хватает, чтобы путешествия по стране стали более длительными, 59% респондентов назвали комфорт и сервис. Похожие запросы высказали еще 19% участников опроса, которые отметили дефицит качественных гостиниц.
Больше всего недовольных сервисом россиян в возрасте 26-35 лет, недостаток первоклассных гостиниц отмечают, в первую очередь, респонденты 35-50 лет. При этом ярко выраженного запроса на популярный за рубежом формат «все включено» не наблюдается — о необходимости такого сервиса высказались только 5% участников опроса. Заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета Александр Цыганов считает, что с учётом того, что предпочтения по внутреннему туризму связаны далеко не только с морским отдыхом, но и с предполагающими постоянные передвижения экскурсиями и путешествиями, а также с гастротуризмом, такие оценки вполне понятны.
Среди других причин, которые мешают развитию внутренних путешествий, россияне назвали отсутствие доступного транспортного сообщения (дороги, цены на билеты и пр.) — так ответили 41% респондентов, еще 26% назвали главной причиной отсутствие пляжного отдыха в зимнее время. 22% хотят видеть новые интересные и разнообразные места, а 18% отмечают недостаток локаций, событий и туристических программ, интересных именно для детей. Ведущий научный сотрудник Финуниверситета Юлия Грызенкова указывает на недостаток информации о российских курортах, событиях и достопримечательностях: «Ранее об этом мало писали, часто не было специализированных сайтов, их профессиональным продвижением практически не занимались, а сейчас информация накапливается, но ее пока ещё недостаточно». Отчасти это объясняет ответы участников опроса.
Высказались россияне и о том, что больше всего привлекает в путешествиях по стране. Бесспорное лидерство держат природные красоты России — за ними в путешествие едут более 41% граждан. Уникальность родной природы занимает первое место у путешественников всех возрастов, кроме молодежи. У россиян в возрасте 18-25 лет с небольшим перевесом побеждают автопутешествия, при этом они в любом случае преимущественно организуют поездки в локации с захватывающими пейзажами.
В целом по стране автопутешествия предпочитают 30% респондентов, 25% интересен пляжный туризм, 20% — экскурсии, 19% — любят исторические достопримечательности. 18% считают лучшим местом в стране собственную дачу.
«Предпочтения россиян находят отражение в тенденциях инвестирования в объекты туристической инфраструктуры. Так, в 2024 году инвесторы большей частью вкладывают средства в создание загородных отелей высокой звездности (4-5 звезд) в красивых природных локациях. Портфель туристических проектов Банка ДОМ.РФ на 70% состоит из таких проектов. Формат объектов расширяется — в рамках программы льготного финансирования туристической инфраструктуры можно строить не только гостиничный фонд, но и крупные инфраструктурные проекты. Например, под Петербургом с помощью финансирования нашего банка создается крупный парк аттракционов по мотивам сказок А.С. Пушкина — комплекс станет точкой притяжения для путешественников с детьми. Еще два крупных аквакурорта строятся в Москве и Перми, которые также расширят разнообразие туристических программ. А растущий тренд на автопутешествия стимулирует возведение комфортных модульных придорожных гостиниц и глэмпингов. Всего в рамках льготной программы финансирования туристической инфраструктуры в стране ведется строительство 189 объектов: это гостиничные комплексы с общим фондом более 38 тыс. номеров и 22 крупных инвестиционных проекта без номерного фонда, среди которых аквапарки, круглогодичные парки развлечений и горнолыжные комплексы. Ежегодная посещаемость новых туристических объектов составит почти 22 млн человек», — рассказала руководитель подразделения «Туризм» Банка ДОМ.РФ Анна Маликова.