Установите сертификаты Минцифры России
Подробнее
  1. Блог
Логотип

Что такое 115-ФЗ

Закон 115-ФЗ направлен на противодействие финансированию терроризма и легализации незаконно полученных доходов. Согласно этому закону, банки обязаны осуществлять внутренний контроль с целью защиты своих бизнес-клиентов от потенциальных рисков, таких как работа с недобросовестными контрагентами. Для наблюдения за финансовыми операциями в банках функционируют финансовые мониторинговые и комплаенс-службы. Специалисты этих отделов анализируют сделки клиентов и помогают им вести дела прозрачно.

Малый бизнес Все статьи

07.09.2023

10 минут

115-ФЗ: Как минимизировать риски и не попасть под подозрение Банка

При открытии счета:

Компания зарегистрирована по массовому адресу (не бизнес-центр);

Руководитель одновременно заявлен как главный бухгалтер;

Руководитель является руководителем в 5-ти и более организаций;

Уставной капитал минимальный — 10 000 руб.

При проведении операций по счету:

Систематическое снятие наличных (30% и более от оборота);

Регулярные перечисления на счета физических лиц, не относящиеся к выплатам социального характера;

Отсутствие/минимальный объем налоговых отчислений (менее 0,9 % от оборота);

Операции, несвойственные основному виду деятельности организации;

По счету нет расходов в рамках обеспечения деятельности бизнеса, например, арендные и коммунальные платежи, закупки канцелярских товаров;

При проведении платежей ВЭД:

— получателем средств или товаров является третье лицо;

— получатель платежа зарегистрирован на территориях со льготным налоговым режимом или не раскрывающих информацию о финансовых операциях;

— переводы в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договору об импорте товаров, если условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся внешнеторговой практике;

— переводы резидентов в пользу нерезидентов по договорам об импорте работ или услуг без одновременной уплаты НДС, по сделкам купли-продажи ценных бумаг, за товары, приобретаемые у нерезидентов, которые не пересекают таможенную границу.

Наличие клиента или его контрагента в Списке компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, размещаемый на официальном сайте Банка России.

Какие документы может запросить банк

— Сведения о фактическом месте нахождения клиента/ведения бизнеса;

— Документы, позволяющие оценить финансовое положение клиента, результаты хозяйственной деятельности и объема налоговой нагрузки клиента объемам операций, проводимых клиентами через счета, открытые в Банке;

— Сведения о контрагентах по договорам купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, на основании которых осуществляется зачисление и списание денежных средств на счета клиентов;

— Сведения о штатной численности клиента;

— Информацию о материально-техническом оснащении клиента, необходимом для осуществления деятельности;

— Расширенные выписки по счетам, открытым в других кредитных организациях;

— Письмо, содержащее разъяснения о характере финансово-хозяйственной деятельности;

— Иные документы, исходя из специфики деятельности клиента.

7 простых советов, как минимизировать риски.

Платите налоги с расчетного счета в АО «Банк ДОМ.РФ».

Безопасный минимум налоговой нагрузки — 0,9 % от дебетового оборота по счету (Методические рекомендации ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР и № 19-МР, от 16.02.2018 № 5-МР).

Поэтому следует платить налоги, ориентируясь на налоговую нагрузку отрасли, нормы которой по каждой отрасли указаны в приказе ФНС о выездных проверках (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Например, в строительстве она составляет 11,9 %, а в торговле — 2,5-3,7%.

Не снимайте много наличных.

Предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами и ИП не должен превышать 100 000 рублей (Указание Банка России от 07.10.2023 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).

Снятие наличных в размере 30 % от оборота и более — это сомнительная деятельность (Письмо Банка России от 26.12.2005г. № 161-Т).

Индивидуальный предприниматель может переводить деньги на личную карту, но за минусом налогов и расходов на содержание бизнеса. Разделяйте доходы от предпринимательской деятельности и средства на текущие хозяйственные расходы.

Максимально переводите расчеты в безналичную форму — это просто, удобно и безопасно.

Подробно заполняйте назначение платежей.

В платежном поручении должны быть указаны:

— назначение платежа;

— наименование товаров, работ, услуг;

— номера и даты договоров, товарных документов и др.информация.

Чем подробнее и понятнее заполнено назначение платежа, тем меньше дополнительных вопросов возникает у банка.

Платите физическим лицам — платите НДФЛ.

При выплате вознаграждения физическому лицу организация признается налоговым агентом и должна удержать и перечислить НДФЛ в бюджет РФ не позднее следующего дня после выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ).

Поэтому старайтесь платить НДФЛ при расчетах с физическими лицами в день перевода.

Проверяйте партнеров.

Используйте Сервис «Светофор» в системе «Банк ДОМ.РФ Бизнес Онлайн».

Данный сервис позволит в процессе оформления платежных поручений получить информацию о наличии «красных», «желтых» и «зеленых» фактов о деятельности контрагентов — юридических лицах и индивидуальных предпринимателях из официальных общедоступных источников, таких как:

— сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

— сведения о наличии исполнительного производства, арбитражных дел;

— сведения о банкротстве/ликвидации;

— сведения в реестре недобросовестных поставщиков;

— сведения о налоговой задолженности и сборам;

— сведения по задолженности контрагентов по данным службы судебных приставов и т.п.;

Рекомендовано также использовать «Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» для проверки контрагентов, размещаемый на официальном сайте Банка России.

Правильно оформляйте документы с контрагентами.

Оформление договора с контрагентом с отражением всех условий поставки товаров/услуг — это защита ваших интересов. А правильное оформление документов по отгрузке/получению товара поможет избежать спорных ситуаций при исполнении договора.

Предоставляйте документы по запросу Банка.

Банк обязан собирать сведения и документы по банковским операциям и иным сделкам, а клиент обязан их предоставлять. Не предоставление документов может привести к отказу в совершении операции, расторжению договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Включение организации / ИП в «Список отказников» 1, может привести к серьезным сложностям по обслуживанию в иных кредитных организациях (пункты 13.1, 13.2, 13.3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Поэтому предоставляйте документы и информацию по запросу Банка без задержек:

— сделайте сканы документов, которые запросил Банк;

— прикрепите их в ответом письме в системе «Банк ДОМ.РФ Бизнес Онлайн».

Помогите Банку защитить репутацию вашей компании перед регулятором.

1 Перечень лиц, которым было отказано в проведении операции / заключении договора банковского счета (вклада) и (или) с которыми расторгнут договор банковского счета (вклада) на основании Федерального закона № 115‑ФЗ


Для частных клиентов
Звонок бесплатный
Выделенная линия 24/7
для премиум-клиентов
Для бизнеса
Звонок бесплатный
Напишите нам
Сообщить о мошенничестве