Установите сертификаты Минцифры России
Подробнее
  1. Блог
Логотип

Что такое бюро кредитных историй?

Кредитная история (КИ) — это подробный отчёт о кредитных обязательствах заёмщика. Все кредитные истории должны где-то храниться, а за их ведение должен кто-то отвечать. Это задача бюро кредитных историй. Именно к ним обращаются финансовые организации и работодатели, если нужно проверить потенциальных клиентов или сотрудников.

Чем занимаются бюро кредитных историй?

БКИ — что-то вроде большого архива, в котором хранится финансовая информация о заёмщиках. Эти организации выполняют несколько задач.

Собирают КИ пользователей

Данные предоставляют источники формирования кредитной истории: банки, лизингодатели, органы исполнительной власти, ипотечные агенты и не только.

В документе указаны:

  • данные пользователя: Ф. И. О., серия и номер паспорта, место регистрации и жительства
  • информация о текущих и выплаченных кредитах: размер, срок, объём ежемесячных платежей, пунктуальность при погашении долга
  • другая финансовая информация: о банкротстве, невыплаченных штрафах, если дело дошло до суда
  • запросы на кредиты, даже если вы не взяли деньги или получили отказ

Предоставляют данные по запросу

Чаще всего КИ запрашивают сами пользователи, а также банки и работодатели — но только с согласия клиента. Компаниям важно знать, как будущий заёмщик погашал долги в прошлом, не допускал ли просрочек. Ещё они смотрят, нет ли у человека на данный момент займов, которые значительно сокращают его бюджет и помешают платить новый кредит.

Обязанности бюро кредитных историй прописаны в статье 10 закона «О кредитных историях».

Как понять, где хранится моя кредитная история?

Запрашивать свою историю стоит хотя бы раз в год. Так вы будете знать, нет ли в ней ошибок или не взял ли на вас кредит другой человек. Если что-то из этого произошло, вы сумеете оперативно отреагировать и исправить ситуацию.

Всего в России работает 5 бюро кредитных историй, которые внесены в государственный реестр. Их список есть на сайте ЦБ РФ.

Данные каждого человека с кредитной историей хранятся хотя бы в одном БКИ. Если хотите посмотреть информацию о себе, сначала узнайте, где её получить. Есть несколько способов:

  • обратитесь напрямую в центральный каталог кредитных историй ЦБ РФ
  • зайдите на портал «Госуслуги» — уже через несколько минут вам предоставят информацию
  • свяжитесь с любым БКИ на выбор: если ваша история хранится не в том бюро, в которое вы обратитесь, вам подскажут, где она
  • запросите информацию в банке или микрофинансовой организации, в которой хотите взять кредит

Чтобы получить документ онлайн, подтвердите личность через портал «Госуслуги».

Когда история хранится в нескольких БКИ, обращайтесь в любое, но данные могут различаться. Дело в том, что банки передают информацию только в те бюро, с которыми сотрудничают, а не во все сразу.

Важно:

Бесплатно можно получить свою КИ 1 раз в год, если вы запрашиваете бумажный документ, и 2 раза, если электронный. Каждое следующее обращение будет платным, тариф зависит от конкретного бюро.

Частые вопросы

Кто может посмотреть мою КИ?

Кредитную историю может посмотреть не только сам пользователь. Чаще всего её запрашивают банки, микрофинансовые организации и работодатели. Но им нужно согласие человека.

Без согласия её могут посмотреть:

  • Центральный банк РФ
  • представители государственных органов
  • нотариусы
  • финансовые управляющие, которых при банкротстве пользователя назначил суд

Могут ли быть ошибки в КИ?

В кредитную историю иногда попадают неверные данные. Например, вы внесли платёж по кредиту в срок, а там указана просрочка на несколько дней. Если это произошло, свяжитесь с нужным бюро кредитных историй и предоставьте доказывающие ошибку факты. Можно прикрепить историю операций из мобильного приложения. Или обратитесь в организацию, которая подала неверные данные: в суд, банк, лизинговую компанию и др.

Информацию о реальных просрочках по платежам убрать не получится.

Как быстро обновляются данные в КИ?

Кредитная история обновляется по мере появления данных. Точные сроки зависят от того, кто подаёт информацию. Например, банк должен предоставлять её в течение 3 дней.

Ошибки исправлять дольше, в среднем на это нужно 20 дней — часть времени уходит на проверку информации.

Похожие статьи

Все статьи
Все статьи
Для частных клиентов
Звонок бесплатный
Выделенная линия 24/7
для премиум-клиентов
Для бизнеса
Звонок бесплатный
Напишите нам
Сообщить о мошенничестве